Минусы Флоренции

С погодой нам повезло. Для баланса добавлю немного горьких пилюль о Флоренции.

  1. Запущенность. Совершенно разбитые дороги. Центр города замощен плиткой, но стыки между плитами на разных уровнях. Плитка разбита и раскрошена. Состояние запустения подчеркивается следами наводнения на стенах. На минуточку, наводнение было в 1966 году.
  2. Толпы туристов. Город просто не может вместить столько народу. Очень узкие тротуары. И это март-месяц, еще до начала сезона. Проблемы именно на городских пространствах: площадях, улицах. В музеях можно свободно подойти к любой картине или скульптуре.
  3. Ремонт. Например, на рестраврации скульптура «Фонтан Нептуна», начали ломать набережную отбойниками возле Старого моста. Ремонт добавляет шума и без того не тихому городу. Не исключено, что непосредственно после бомбардировок второй мировой войны город выглядел гораздо лучше, чем сейчас. Все-таки его не так мутузили, как Дрезден.
  4. Типичные для Италии мотоциклисты и мотороллеристы. Никогда не знаешь, из какой пешеходной улицы он выедет на тебя. Электрические мотороллеры в окружающем гуле не слышно.
  5. Очень слабое телевидение. Ужасно много каналов с магазином на диване, подобие TLC и несколько итальянских каналов Rai. Самое интересное в прайм-тайм — телеигра L’Eredita. Сочетание «Слабого звена» с кроссвордом. Интеллектуальный уровень ближе к Полю чудес. Дубляж всех американских мультфильмов на итальянский. Сначала забавно, но потом бесит.
  6. Типичные для всей Италии неработающие магазины по воскресеньям. Вечер — город за пределами исторического центра «вымирает».
  7. Обилие нищих и афроитальянцев. Эти типы достаточно навязчивы, и даже осмеливаются прикасаться к незнакомым людям, могут подойти к столику уличного кафе и инициировать беседу. Насколько я понял, в Европе до сих пор бытует мнение, что они чем-то ущемлены, поэтому раздолье им тут. Я дал одному 5 евро, лишь бы он отстал от нас. Еще мы чуть-чуть отдалились от центра и попали в какой-то стремный район (в поисках дома Микеланджело). Дом нашли, но страху натерпелись — ни одного белого человека за пределами центра.

Как макаронники живут со всеми этими проблемами? Они считают их мелочью, потому что у них и без этого полно неурядиц — экономические проблемы, нешуточная угроза дефолта, миграционный кризис, свойственный всем южноевропейским странам. Поэтому итальянцы выбирают эмиграцию на американский континент, в то время как их историческую родину замещают африканцы, а туристы, в основном, китайцы и русские, поддерживают хрупкую экономику итальянского города от неизбежного краха, посещая переоцененные музеи, покупая сверхдорогие кожаные и ювелирные изделия, а также уплачивая городской налог и платя за сладости и кофе в двойном размере при посадке за столик в кафе. Флоренция — город былой славы.

Гуччи

На входе в музей, посвященный творениям итальянского дизайнера Гуччи, стоит кадиллак с колесными дисками и интерьером в стиле бренда. Всего 200 таких автомобилей было выпущено в Америке.

Эволюция логотипа на ремнях.

Это не пояс верности, а модные стринги. И вряд ли в них ходил сам Гуччи.

Клатч с янтарём. Довольно симпатичная вещь.

ЕК изображает мэтра в творческом порыве.

Разные модели из коллекций дома примерно с начала века.

Этот музей — прекрасный отдых от старинного искусства. После множества шедевров глаз замыливается, а Гуччи дает что-то новое.

В этом музее ничего нельзя купить, но после музея есть магазин с некоторыми эксклюзивными товарами, которые в других магазинах бренда не продаются. Но и цена соответствующая. 8 тысяч евро за маленькую фиолетовую сумку из крокодиловой кожи хотят. Я, конечно, понимаю, что в наши времена фиолетовые крокодилы — большая редкость. Но все же.

Академия

В Академии выставлен оригинал Давида Микеланджело. Практически все копии лучше оригинала: например, в Пушкинском музее Давид больше и с более человечным лицом. И мой рассказ об этом Давиде вряд ли будет более популярен, чем этот пост. Но ценность оригинала в том, что он первый в своем роде. В нем оригинальная композиция, идея и видение автора. Скульптор, создающий копию, ограничен рамками оригинала. Он может что-то изменить, но незначительно.

А это похищение собянинок. Не знаю, что флорентийцы вкладывали в этот сюжет, но в Москве собянинка не такая симпатичная. Вряд ли кто позарится.

Кто страшнее: пес или рыжие дети?

Смотрит на зрителя.

Геометризм иконы.

Мальчик тащит тушку гуся.

Это Нарцисс. Кроме того, что он любил себя в голом виде, у него еще модные сандалии.

Уффици

Даже во времена Возрождения такое поведение детей не одобрялось.
А вот умение играть на музыкальных инструментах признавалось полезным занятием.
Транссексуалы были и тогда.
«Рождение Венеры» и «Весна» потрясающие.

В Уффици нет толп: лишь иногда группы с экскурсоводами задерживаются возле шедевров. Всегда можно улучить время побыть с картиной наедине.

Морской конище.
На картинах раннего Возрождения золото инкрустировали прямо в полотно. Например, ошейник собаки. Думаю, что это золото, а не позолота, но могу ошибаться.
Масонский символ над головой Иисуса. Может, тогда он означал что-то другое.
Мадонна с гранатом.
Ботичелли очень многих женщин на своих картинах изображал примерно одинаково. Реальный прообраз — подружка Джулиано Медичи.
— Ну, куда вы с ребенком лезете, мамаша?!
Давно не виделись, Рафаэлло.
Какая-то гадкая сцена. То ли запихивают огромный кусок мужику в рот, то ли наоборот достают застрявшую куриную кость. Музыкант отвернулся. Только бабка умиляется. Наверное, ее внучок…
Лица детей.

Гробница Медичи

Гробница семейства Медичи создана Микеланджело. Но он не успел ее завершить, что заметно по некоторым скульптурам и по отсутствию скульптур в рамах. А после него никто не стал доделывать. У Паолы Волковой есть очень интересный выпуск телепрограммы «Мост над бездной», целиком посвященный этой гробнице.

Скажу лишь, что именно меня привлекло в этой гробнице. Обычно мы привыкли видеть усыпальницы либо в простом светском варианте, либо ожидаем сильных религиозных акцентов. Пример светского варианта гробницы: пантеон в Париже — зрелище довольно скучное, без особых изысков. Гробы, гробы, гробы — только имена усопших отличаются. Гробницы королей, монархов всегда с сильной религиозной составляющей — в католических церквях и соборах часто встречается такой вариант. Гробница Медичи выбивается из этих двух типов. Там, конечно, есть алтарь, но по стилистике (скульптуры утра, дня, вечера и ночи в довольно расслабленных позах, образы правителя и задумавшегося воина как бы в динамике) я не вижу тут религиозного, христианского восприятия смерти. Тут какая-то своя история, тайна.

Фейки Флоренции

1. Камень Данте

На площади Собора Санта Мария дель Фьоре есть место, где лежит «настоящий камень Данте».

Миф: Легенда гласит, что сидя на этом камне, Данте писал «Божественную комедию» и при этом общался с народом. Поговаривают, что однажды прохожий увидел Данте на камне и задал ему вопрос: «Любите ли вы яйца?» — «Люблю», — ответил поэт. И прохожий ушел, не сказав даже чао-какао. Через год прохожий снова оказался во Флоренции и увидел Данте, сидящего на камне. Прохожий спросил: — «Какие?» — Данте сначала не просек фишку, поскольку был занят написанием «Чистилища». Но потом, вспомнив, что последний человек, с которым он говорил, спрашивал его что-то про яйца, ответил: «В мешочек. Но на чаевые не рассчитывайте — слишком долго несёте». Этим ответом Данте, по сути, и вошел в историю Флоренции. Хорошая память была у человека.

Разоблачение: на самом деле это не настоящий камень Данте, несмотря на табличку «Il vero sasse di Dante». Это дешевая завлекаловка ресторана, который находится в этом месте. 

2. Корова.

Миф: один из строителей Собора полюбил жену булочника. Причем это была взаимная и далеко не платоническая любовь. Жена булочника подговорила строителя вылепить на фасаде рогатого животного, чтобы мужу ее стало стыдно за все пропущенные годовщины свадьбы и восьмые марта. И булку съесть и корочкой не подавиться — вот такие были тогда нравы в Средневековье. И что же — строитель делает маленькую голову коровы на фасаде Собора. Голова получилась стремной (не все обладали даром изобразительного искусства), но булочник все понял, перестал печь булки в надежде заморить голодом всех строителей. Но не тут то было: кто-то изобрел тирамису, и хлеб оказался не нужен. Строитель остался с женой булочника, а булочник, потеряв рыночную долю и потерпев крах в личной жизни, был вынужден закрыть бизнес.

Разоблачение: на самом деле это просто памятник быкам, на которых привозили стройматериалы, в том числе мрамор, которые были нужны для возведения собора.

Собор

Все трюки выполнены профессионалами по специальностям «бухучет и аудит» и «компьютерные технологии». Пытайтесь повторить.

Чай…
…и риски.
Рискуем дальше. Залезли на башню.
Собор Санта Мария дель Фьоре.
Типичный вид.

Шлю лучи поноса жене Кончаловского. Она порекомендовала в Инстаграме кофейню «Ditta Artigianale». Битком набитое заведение. Ладно бы там сидели знаменитости… Но нет. Хипстеры с макбуками. Какое-то подобие Старбакса. Терпеть не могу. Может, кофе там и неплохой, но отдохнуть там невозможно. Полно нормальных кофеен во Флоренции, где и кофе неплохой и тирамису.
Жуткая обдираловка с собором. 15 евро — единый билет, в цену которого включен наискучнейший музей. Подъем на купол надо бронировать заранее.