Стефан Цвейг в театре

Нормальная постановка по четырём новеллам австрийского писателя Стефана Цвейга в театре Вахтангова, на Симоновской сцене. Мне понравилось в первую очередь потому, что я знаю и люблю эти рассказы. Порадовало, что ничего не переврано режиссёрами, как иногда бывает. Но и нельзя сказать, что театралы не добавили в эти мастерски написанные новеллы ничего своего. Ниже расскажу про эти добавки.

  1. Лепорелла. Прекрасная и жуткая история о преданности одного человека другому. Актриса, сыгравшая Лепореллу, попала в мои представления о прочитанном на 100%. Здесь ещё на сцене был рассказчик, который зачитывал непосредственно Цвейга. Хочется пожелать ему на будущее не путать слова и не торопиться. В целом, рассказчик тут и не нужен, поскольку он словами объясняет то, что в идеале должно быть понятно из актёрской игры и событий.
  2. Принуждение. Антивоенный манифест Цвейга. На мой взгляд, это самая странная история, с непонятным концом. Художник получает повестку в армию и у него метания: подчиниться или противодействовать. Я не очень поверил актёрской игре, однако… Людям время от времени нужно глядеть на такие ситуации со стороны, чтобы заранее задуматься о том, что они будут делать, когда выбора нет.
  3. Незримая коллекция. Очень короткий рассказ Цвейга тянули-тянули и растянули до 1/4 всего спектакля. Это вышло не очень грамотно, потому что кульминация и сюжетные повороты легко предсказываются даже теми, кто не читал данную новеллу (две кумушки на седьмом ряду громко спойлерили своими догадками). Видно, что режиссёру пришлось заполнять время игрой на аккордеоне и танцами. Чтобы заполнение этих пауз немного взбудоражило народ, играть на баяне и танцевать поставили актёра, загримированного под Гитлера, а на подтанцовке ему помогали два контуженных солдата. Ну, такое себе решение… На мой неопытный взгляд, лучше бы покороче, и поёмче, как Цвейг делал. Зато актёр, сыгравший роль слепого коллекционера, великолепен.
  4. Шахматная новелла. Я не представлял, как художественно в театре показать шахматную партию, а также четыре месяца пребывания в полном одиночестве с книжкой о 150 партиях великих шахматистов. Ну, справились же! Играют в шахматы закрытой доской: берут в руки эту коробочку, внимательно на неё смотрят, виртуозно переворачивают в воздухе и кладут её на стол другой стороной. Это отличная находка для театра. Квинтэссенция актёрской игры. И никакой вспомогательной роли «рассказчика» не потребовалось, даже для флешбэков.

Симоновская сцена в театре Вахтангова очень уютная и камерная, интерьер в стиле лофт. Но мне удивительно, как мало в театр ходит молодёжи. Кумушки и дядечки, сильно старше нас, хотя и мы тоже далеко за 30. Цены на билеты невысокие. Всё сделано молодыми режиссёрами, но, получается, для среднего возраста… Неужели, Цвейг уже совсем не трогает молодых людей? Чувствую себя динозавром!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.