40 лет назад наступил 1984 год, угрюмое «будущее», описанное у Оруэлла.
Думал, что бы в таком же стиле почитать у современников в 2024 году. Решил взять «Песнь пророка» Пола Линча в оригинале.
Наверное, моя ошибка выбора книги в том, что я решил почитать ирландского автора, а книга про одну многодетную семью, которая переживает период гражданской войны в своей стране.
Я книгу не осилил по ряду причин: много ирландских словечек, из-за чего приходилось отвлекаться на Google Translate, полное отсутствие абзацев и прямой речи. Видимо, автор хотел создать атмосферу, но по мне это сыграло против книги: читатель оказывается очень далеко от персонажей, не слышит их речь, тягучий рассказ о них в третьем лице, из-за чего крайне сложно настроиться на их чувства и сопереживать им. Никто не говорит «я», никто не обладает субъектностью, а только лишь пешка в сложившихся обстоятельствах. У Замятина «Мы» — от первого лица. А у Линча все — «они», хотя фокус почти всегда на матери многодетного семейства. Такой аморфный характер у этой матери в начале — просто ужас. Чтобы это как-то оправдать, ей в руки сунули младенца, при этом она работала в каком-то офисе, где её работой были недовольны. Видимо, нужно было показать серьёзный прогресс от закостенелой немотивированной домохозяйки до борцухи в сопротивлении, и чтобы была «низкая база» для такой метаморфозы, писатель сделал мамашу такой аморфной в самом начале.
Иностранный читатель вроде меня про Ирландию знает две вещи: пиво Гинесс и теракты ИРА в Британии во имя освобождения Северной Ирландии от британского владычества. Расхожий стереотип ирландца — рыжеволосый националист-завсегдатай бара в серой местности, где с неба безостановочно льётся вода, в свободное время начиняющий взрывчаткой машину между воскресными походами в католическую церковь. В книге всё так и есть: мать многодетная, её муж — никогда не пользующийся презервативами сотрудник профсоюза учителей. Абсолютная ирландская скрепа.
Такое себе чтение…
P. S. Внезапно пришло в голову, что я уже про такое читал: Роулинг описала стереотипную многодетную ирландскую семью в виде семейства Уизли, которая также переживает «гражданскую» войну за Хогвартс, но сохраняет свою скрепность несмотря на потерю одного сына. Я хотел захватывающего «1984», а получил ещё одного душного «Гарри Поттера».