Борис Годунов

На исторической сцене Большого театра ставят оперу «Борис Годунов». Наша редакция посетила первую в этом году постановку 6 июля 2018 года.

Премьера состоялась 16 декабря 1948 г.

Возобновление — 1 декабря 2011 г.

Спектакль идет с тремя антрактами.
Продолжительность — 4 часа.

Мы смирно отсидели все 4 часа. Классическая русская опера, как говорится, чем богаты, тем и рады. Это не Верди, а Мусоргский. Музыка на любителя. Данная опера — это просто показатель того, что у нас тоже может быть что-то исконно своё в этом жанре.

Сюжет. Действие происходит в Смутное время. Погибает наследник царского престола, и народ, устав от анархии, решает хоть кого-то поставить во главу государства. Все просят боярина Бориса Годунова занять трон. Сначала Борис отказывается для приличия, потом всё-таки соглашается стать царём. Однако, откуда ни возьмись появились слухи, что именно Борис Годунов виноват в смерти наследника. Правление Годунова было связано с репрессиями и омрачилось голодом.

Личности.  Тут надо отметить поистине сильную сцену: народная толпа на площади скандирует «Хлеба!», рядом юродивый, у которого эта же толпа отбирает последнюю копеечку, и которого от смерти защищает сам Борис Годунов. В сцене с юродивым показана высокая нравственность Годунова, который противопоставляет себя самым низменным позывам толпы: обобрать слабых и обездоленных и набить себе брюхо. Неужели такой справедливый человек, как Борис Годунов, мог убить ребёнка? — задавался я таким вопросом. Но толпа всегда ставит свои интересы превыше нравственности и морали. Им не нужна была справедливость. Репрессии — это нормально для абсолютизма, ведь народ сам хотел, чтобы им правили, хотел сильной власти. А что за сильная власть без репрессий? Случился голод — бывает, не царю же землю пахать. Для этого есть холопы. Едва на горизонте замаячил самозванец, поднялся бунт против царя. Линия самозванца очень маленькая и скомканная. Показана лишь его любовь к эльфоподобной полячке Марине Мнишек. Лжедмитрий, он же Гришка Отрепьев, не стремился к царствованию, будучи сам из низов, он не понимал сути власти и государства. Ему хотелось лишь блестящей и богатой жизни для себя. Воспользовавшись эгоизмом и другими слабостями Гришки, Марина Мнишек уговаривает его пойти войной против царя России Бориса Годунова. Но царь Борис умирает своей смертью, а народ в итоге получит ровно то, что заслужил: репрессии, голод и смуту. Марина Мнишек показана совсем мало: можно предположить, что манипуляторша осталась в шоколаде.

Звук. Поют на русском, но слова было тяжело разобрать. Иногда инструменты перекрывают голос. Поэтому очень часто пришлось обращаться к английским субтитрам для понимания смысла. Это немного помогало, но из-за языкового переключения было тяжеловато сконцентрироваться. Лучше всех исполнил партию Пимен «Ещё одно последнее сказание и летопись закончена моя». Партии Бориса Годунова на втором месте по воспринимаемости на слух.

Постановка. Поскольку важнейшим участником событий является народ, толпа, на сцене пребывает несчётное число человек. Однако, народ одет не богато. Яркие сцены в этой опере здесь только с Лжедмитрием — когда он на балу и когда он на белом коне возглавляет бунт. Даже царские палаты излишне мрачно и аскетично обставлены. Но венчание на царство Годунова поставлено с шиком.

Театр. Купить 0,2 л пластиковую бутылку воды Виттель можно только за 150 рублей и только за наличные. Хотелось по аналогии с народом из оперы воскликнуть «Воды!». У них такие цены на билеты, что ещё брать за воду деньги — это крохоборство. Мы сидели в бельэтаже. Всё видно, но стулья почти такие же, как в партере — не самые удобные — и без подлокотников. Зато можно облокотиться на бортик балкона. Ещё в театре есть красный зал: если ЕК в нём говорит шёпотом, то её голос резонирует и разносится по всему театру. Это было прикольно: как будто этот зал был построен специально для её голоса!

Зрители. Как вы знаете, сейчас идёт чемпионат мира по футболу. В соседней ложе сидел miserable man, которого жена притащила на оперу, но он всем своим видом хотел оказаться в другом месте. Поэтому он в антрактах смотрел с громким звуком матчи: сначала «Франция — Уругвай», потом «Бельгия — Бразилия». Звук отключал только, когда дирижёр начинал партию. Молодые люди ходят на оперу! В Венском театре мы не видели людей предпенсионного возраста, а у нас этот жанр интересен ещё не облысевшей и не поседевшей молодёжи.

 

 

Запись опубликована в рубрике Uncategorized с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *